Аппликация «Времена года»
1 сентября 2011 года ко мне пришли замечательные малыши, и мы вместе отправились в путешествие по стране Знаний. Ребятки многое знали, многое умели, но однажды мы столкнулись с небольшой трудностью, ребята путались в очередности времен года и не все могли соотнести время года и его признаки. После подробного разбора темы, в качестве закрепления на уроке труда решила сделать своеобразное наглядное пособие.
На столах была цветная бумага (вся имеющаяся в наличии у нас) и шаблоны. У детей не было образца перед глазами, мы вместе подбирали цвета, обсуждали, высказывали свои мнения (вырабатывали монологическую речь). В процессе обсуждения ребята учились договариваться, находить компромисс, моя цель была прийти к единому мнению, что у нас получилось.
Начала с поэтапного сбора элементов аппликации, повторяя время года, давали характеристику его признакам. Подробно объясняли и подбирали цвета к каждому времени года.
Начали с характеристики неба и выяснили, что весной и летом небо ярче, голубое, а осенью и зимой — хмурое, темное. На основе этого, из имеющейся у нас цветной бумаги, выбрали 2 цвета – голубой и синий. Решили расположить полосы вертикально.
Затем обсудили, как изменяется в каждое время года крона дерева, и подобрали 2 оттенка зеленого – для весны и лета, оранжевый – для золотой осени и бледно голубой (можно белый) – для зимы. Обвели шаблоны и сложили крону дерева, добавили ствол.
- На голубой части кроны фломастерами нарисовали снегирей и снежинки, а так же снежинки в верхнем левом углу.
- Сказали, что весной солнце греет сильнее – приклеили в верхнем правом углу солнышко; нарисовали проснувшихся насекомых; деревья набирают цвет – нарисовали цветочки на зелёной весенней части кроны.
- Летом спеют плоды – на зеленой летней части приклеили зеленые яблоки, ребята вспомнили, что летает много бабочек, цветут цветы на полянках – приклеиваем зеленую травку, рисуем в траве цветы, рисуем (или приклеиваем) бабочку.
- А осенью трава желтеет, листья облетают, плоды поспели – приклеиваем красные яблоки, оранжевую траву, рисуем отлетающие листья.
Вот и всё, небольшое наглядное пособие готово.
Выполняя данную работу, ребята очередной раз самостоятельно проговорили, понаблюдали и охарактеризовали все времена года. На нашем наглядном пособии видно, как происходит смена времен года (по часовой стрелке), как из цветка постепенно созревают плоды.